В Беларуси определены новые ставки утилизационного сбора с 10 февраля 2025 года.
Изменения утверждены постановлением Совмина от 28 января 2025 г. №50. Постановлением №50 вносятся изменения в постановления Совмина №437 от 01.07.2019 и №951 от 30.12.2022.
Постановлением №50 предусмотрен пересчет ставок утилизационного сбора для физлиц и юрлиц на производимые в Беларуси, а также на ввозимые в страну транспортные средства и самоходные машины и (или) прицепы к ним. Исключение — случаи, предусмотренные международными договорами.
Постановлением №50 также уточнен порядок согласования приобретения транспортных средств и форма заявления для ИП и юрлиц, которая подается в Министерство транспорта и коммуникаций.
✔️Скачать форму заявления для согласования приобретения транспортных средств
Ставки утилизационного сбора
Ставки утилизационного сбора повышены в среднем в 2 раза для легковых и грузовых автомобилей.
Все виды и категории транспортных средств, для которых увеличены ставки, перечислены в Перечне в Приложении 2 к постановлению Совмина №437. Также в данном Перечне можно посмотреть размеры ставок, которые действуют по 9 февраля 2025 года.
Для автомобилей, которые ввозят физлица для личного пользования, в том числе и с электродвигателями, с даты выпуска которых прошло не более 3 лет, ставки утильсбора сохранились на уровне 544,5 рублей. Для авто физлиц, с даты выпуска которых прошло более 3 лет, новая ставка составит 1 089 рублей.
Сравнение ставок утильсбора по транспортным средствам категории M1 (легковые автомобили)
Виды и категории транспортных средств |
Ставки утилизационного сбора, действующие (постановление №437) по 9 февраля 2025 года, в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло: |
Ставки утилизационного сбора, действующие с 10 февраля 2025 года (постановление №50), в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло: |
||
до трех лет включительно |
более трех лет |
до трех лет включительно |
более трех лет |
|
Транспортные средства, категории M1 : |
||||
1. ввозимые юридическими лицами, |
||||
с электродвигателями |
544,5 |
816,7 |
1 148,86 |
2 757,36 |
с рабочим объемом двигателя не более 1000 куб. сантиметров |
3 145,69 |
8 026,93 |
6 365,57 |
16 249,5 |
свыше 1000 куб. сантиметров, но не более 2000 куб. сантиметров |
11 645,24 |
20 485,71 |
23 575,91 |
41 471,55 |
свыше 2000 куб. сантиметров, но не более 3000 куб. сантиметров |
32 727,55 |
49 548,46 |
66 248,51 |
100 301,81 |
свыше 3000 куб. сантиметров, но не более 3500 куб. сантиметров |
37 577,8 |
57 528,9 |
76 068,86 |
116 459,46 |
свыше 3500 куб. сантиметров |
47 851,65 |
62 906,01 |
96 868,22 |
127 339,56 |
2. ввозимые физическими лицами для личного пользования: |
||||
с электродвигателями |
544,5 |
816,7 |
544,5 |
1 089,0 |
с рабочим объемом двигателя не более: 1000 куб. сантиметров |
||||
свыше 1000 куб. сантиметров, но не более 2000 куб. сантиметров |
||||
свыше 2000 куб. сантиметров, но не более 3000 куб. сантиметров |
||||
свыше 3000 куб. сантиметров, но не более 3500 куб. сантиметров |
||||
свыше 3500 куб. сантиметров |
С 10 февраля пониженные ставки для ввозимых седельных тягачей будут применяться и для экологических классов 5, а не только 6.
Для самоходных машин и прицепов к ним ставки утильбора изменены в пределах 10%.
Налоговая декларация по утилизационному сбору
В налоговой прокомментировали особенности заполнения налоговой декларации по утильсбору в отношении отгружаемых в 1 квартале 2025 года транспортных средств (самоходных машин, прицепов, полуприцепов), которые произведены или достроены в Беларуси.
Так, если транспортные объекты отгружены по 9 февраля 2025 года, то действуют старые размеры ставок. Если же отгрузка произойдет после 10 февраля 2025 года, то необходимо использовать новые ставки согласно постановлению №50.
Справочно:
Транспортные средства, в отношении которых контроль за уплатой утилизационного сбора осуществляется налоговыми органами:1.1. произведенное (изготовленное) на территории РБ и отчуждаемое либо используемое производителем (изготовителем) для собственных нужд;
1.2. достроенное на территории РБ на базе шасси, предоставленного заказчиком, если в результате такой достройки производитель (изготовитель) в установленном законодательством порядке присвоил завершенному изготовлением транспортному средству идентификационный номер (VIN).
Источники: ГТК, Правительство Беларуси